Логопед

 

 муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Специальная (коррекционная) школа № 107"

                                                                                                                                                                                                       

Логопед

 

 

Статья логопеда Елисеевой Надежды Геннадьевны "Родителям о развитии мелкой моторики руки: зачем и как" и презентация "Влияние полноценного развития мелкой моторики на формирование речи детей-логопатов"

 

 

 РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

 

 

      Существуют специальные упражнения для развития  мелкой моторики, но и обычные повседневные дела тоже помогут  вашему ребёнку.

      Хорошо, если он научится завязывать шнурки на ботинках,  застёгивать и расстёгивать пуговицы. Всё это делает пальчики  более ловкими.

Ребёнку наверняка понравится игра «тень на стене». Но сначала сами попробуйте сложить пальцы так, чтобы на стене появилась фигура, а потом предложите сделать это своему малышу.        

     В качестве самых простых развивающих игр можно использовать цветные палочки. Из них детям можно предложить  выкладывать разнообразные фигурки и композиции. Постепенно условия игры следует усложнять. Допустим, сначала попросить ребёнка сложить фигурку, используя пальцы обеих рук, потом – пальцы только левой руки, затем – только правой, лишь указательный и средний пальцы одной руки и так далее.

     Можно предложить своему ребёнку перелить воду из одного стакана в другой с помощью чайной ложки.

       Можно посоревноваться, кто быстрее перенесёт стакан воды на расстояние 10 – 20 метров.

 

Игры для развития мелкой моторики.

 

        Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие ручной моторики имеет большое значение не только для активации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом. Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной  и речевой моторики. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активации моторных зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции

       Следует помнить о том, что  работу по развитию движения рук лучше проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не надо допускать скуки и переутомления.

    Вашему вниманию будут представлены задания на развитие мелкой моторики.

       Следует помнить о том, что ребенку все упражнения предпочтительно преподносить в игровой форме.

       1.Первое упражнение направленно на развитие моторики пальцев рук посредством обычной текстильной резинки. Можно сшить кусок мягкой текстильной резинки длинной  4-5 см и полученное колечко поочередно надевать на кольцо из большого и указательного пальцев (затем большого и среднего, безымянного, мизинца). Раздвигать пальцы, растягивая резиновое колечко. Все манипуляции производятся без помощи свободной рукой.

      2. Следующая игра может быть прекрасно воплощена на кухне. Для этого потребуются крупа и мелкие игрушки. В коробку (или др. емкость) поместить несколько мелких игрушек, предварительно показанных ребенку. Затем завязать глаза и предложить ребенку на ощупь найти эти игрушки и, не подсматривая, определить, что это.

     3. Так же, не выходя из кухни, можно мешать воду (крупу, песок и т.д.) каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против, стараясь держать кисть руки неподвижной (в качестве емкости лучше всего использовать пластмассовый стаканчик).

     4. Для следующей игры нам понадобиться мягкий резиновый или поролоновый мячик. Можно развивать ручки, сжимая мячик между ладонями (диаметр 3-4 см.), либо большим и поочередно остальными пальцами сначала ведущей (правой), затем левой руки.

     При этом можно закреплять звукопроизношение. Так, при сжимании мячика в ладонях очень подходит закрепление свистящих звуков (с,з)

       5. В следующем упражнении так же хорошо отрабатываются слоговые ряды на отрабатываемые звуки. Теперь нам нужно приподнимать пальцы поочередно от мизинца ведущей руки к мизинцу другой. Ладони при этом плотно прижаты к столу.

 

                                                                                                        РЕЧЕВАЯ АЗБУКА

 

·       А

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти и щек. Научите ребёнка перед зеркалом открывать ротик и закрывать, поднимать вверх язычок, делать его широким и узким, удерживать язык в неподвижном положении и т.д.

·       Б

Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские» слова, так и «взрослые» (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав!). Не позволяйте  говорить быстро. Это приводит к возникновению заикания.

·       В

Всегда рассказывайте ребенку о том, что вы видите. Помните, что, если для Вас все окружающее привычно и знакомо, то ребёнка со всем тем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела… .

·       Г

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть Ваша речь.

·       Д                                                                                             

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи.  Чтобы выработать воздушную струю, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде. Вдох носом, а длинный и мягкий выдох – через губы, сложенные в трубочку  (щеки надувать нельзя!)

·       Е

Если у ребенка отсутствует фразовая речь-это говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития ребенка.

·       Жесты дополняют нашу речь. Но если Ваш ребёнок пользуется жестами вместо речи, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Пусть попросит. Чем дольше Вы будете понимать его «жестовую» речь, тем дольше он будет молчать.

·       И

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка – прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: какой? где? кто? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, у, под, над и др.

·       К

Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, должна знать каждая мама. Например, нормы формирования звукопроизношения таковы:

3-4 года – «С», «З», «Ц»  уже должны правильно произноситься;

4-5 лет – «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»;

5-6 лет – «Л», «Й»;

До 6 лет допускается замена самого сложного звука «Р» более легким «Л» или его отсутствие в речи.

·       Л

Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, которая заложена во внутриутробном периоде и не приемлет переучивания. Это может привести к заиканию и возникновению неврозов.

·       М

Мелкая моторика – это моторика кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки . Пусть  сначала это будет массаж пальчиков, игры  типа «Сорока, сорока…», затем игры с мозаикой, пирамидкой, конструктором, кубиками, мелкими предметами под Вашим контролем, шнуровки, застегивание пуговиц и др.

·       Н

Нельзя заниматься с ребенком, если у Вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если заниматься не хочет ребенок, если он болен. Только положительные эмоции  обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

·       О

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, речь которых появилась поздно: слова после двух лет, фраза – после трех. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, неумение рассказывать, нарушение грамматического строя речи.

·       П

Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь ограничивать, по возможности, общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание).

·       Р

Режим дня очень важен для школьника, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон может привести к возникновению заикания и других речевых расстройств. Если ребёнок плохо спит, можно использовать натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

·       С

Соска вредна, если ваш ребёнок сосал ее долго и часто. Во-первых,  формируется высокое (готическое) узкое небо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешала речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общался при помощи жестов.

·       Т

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач,  родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения, такие как заикание, алалия, системное недоразвитие речи.

·       У

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие, воображение.

·       Ф

Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием воспринимаются детьми. Скороговорки развивают дикцию. Сначала их произносят в медленном темпе, перед зеркалом, тщательно и четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивается.

·       Ц

Цветок одуванчик можно использовать для развития речевого дыхания. Дуем на одуванчик и вырабатываем воздушную струю.

·       Ч

«Часики» - упражнение , чтобы выработать подвижность язычка. Ребенок смотрит в зеркало, ротик открыт, язычок тонкий выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так», а ребенок качает язычком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет упражнение.

·       Щ

Щетка (любая) может быть использована для массажа пальчиков, ладошек, стимулируя развитие мелкой моторики, повышая тонус  мышц рук и пальцев.

·       Э

«Эхо» - игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, снижая силу голоса.

·       Я

Язык – главный орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать язык, опускать, делать широким, узким.

 

 

Дата последнего обновления страницы 30.08.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»